Сцена 1
6 класс «Б» перед самым звонком. Одни школьники уже на месте, раскладывают портфели, другие только заходят в класс. Все обмениваются новостями, разбиваясь на небольшие, по три-четыре человека, оживленно беседующие компании. К своей парте прокрадывается Коля. Он ни с кем не разговаривает. Коля вообще старается быть как можно более незаметным, но тщетно: острый глаз мальчика по прозвищу Жмых сразу на нем останавливается.
Жмых: Смотри-ка, Беляк пришел!
Жмых радостно толкает в бок своего более рослого товарища по прозвищу Гриб.
Гриб: А?
Жмых (в предвкушении скорой потехи): Беляк пришел!
Гриб: Слушай, Жмых, а ты ведь сегодня дежурный…
Жмых (не понимая): Чего-о?
Гриб: Дежурный.
Жмых: Ну и что?
Гриб: Как что, Жмых? Дежурный обязан следить за порядком в классе, чтобы никто ничего не нарушал. Правильно?
Жмых (по-прежнему ничего не понимая, но в полной боевой готовности): Правильно.
Гриб: Тогда идем.
Подходят к Коле, которому совершенно некуда деваться.
(Экспромтом). Эй, Беляк, ты чего в грязных ботинках в класс приперся?
Коля машинально смотрит на свои ботинки.
Коля: Ничего они не грязные. Они чистые.
Гриб: А я говорю, грязные.
Коля (спохватываясь): Тебе-то, Гриб, какое дело до моих ботинок?
Гриб: А Жмых сегодня дежурный.
Коля: А ты здесь при чем?
Жмых смотрит на Гриба, ожидая от него ответа.
Гриб: А я ему помогаю.
Жмых гогочет, кивая в подтверждение того, что Гриб помогает ему в дежурстве.
Коля (обреченно): Отстаньте от меня.
Гриб: Иди и почисти свои грязные ботинки.
Коля: Отстаньте от меня.
Гриб: Когда возвратишься, покажешь ботинки, чтобы я проверил. Я — добровольный помощник дежурного.
Коля: Отстаньте от меня.
Коля впадает в ступор: он бледнеет еще больше и на все придирки отвечает: «Отстаньте от меня», «Отстаньте от меня». Жмых, прекрасно знакомый с этим Колиным состоянием, неожиданно выхватывает у него портфель и убегает с явным намерением выкинуть портфель в коридор.
Жмых (весело): Я дежурный! Я дежурный!
Ему и в самом деле чертовски весело. Как здорово они с Грибом сумели развлечься перед уроком. Что за приколистый парень, что за выдумщик этот Гриб!
Гриб (Коле, с суровостью, подкрепленной развитым для его возраста телосложением): Иди и возвращайся с чистыми ботинками.
Коля вспыхивает, выскакивает за дверь и тут же возвращается с портфелем. Одноклассники, на секунду оторвавшись от разговоров, с интересом наблюдают за разгорающимся конфликтом. Впрочем, ничего необычного: они и не такое видели. Только одна толстая и самостоятельная девочка по фамилии Родионова пытается заступиться за Колю.
Родионова: Гриб! Жмых! Да отстаньте вы от него в самом деле. Надоело!
Поздно: лицо у Коли перекошено. Возвратившись в класс, он хватает портфель Жмыха, парта которого поблизости, и выкидывает жмыховский портфель за дверь – в качестве ответной акции. Очень неудачно, потому что в эту секунду звенит звонок и в дверь заходит учительница истории. Выкинутый портфель Жмыха попадает ей в бок.
Историчка (хватаясь за бок): Ай!
Коля застывает в ужасе.
Беляков, опять ты?
Проходит к учительскому столу, держа в руках портфель. Ощупывает бок. Потом, вспомнив, что современным школьникам спуску давать нельзя, морщится. В принципе, она незлобивый человек, только женщина, к тому же педагог, а еще очень любит сравнивать своих учеников с разными историческими персонажами.
Ты с ума сошел, Беляков? Как ты смеешь кидаться в учителя портфелем? У меня теперь на боку синяк будет. Кого ты из себя изображаешь, Беляков, — Александра Македонского? Отвечай немедленно!
При упоминании Александра Македонского рассредоточившиеся по партам шестиклассники оживляются. Многие смотрели фильм про Александра Македонского, поэтому знают про него буквально все. Правда, в фильме Александр Македонский кидался не портфелями, а копьями, но это неважно. По классу прокатывается шелест. Раздаются даже отдельные неприятельские смешки.
Чей это портфель?
Жмых (нехотя): Мой портфель! Беляков его выкинул за дверь.
Историчка (Коле): Эй, Александр Македонский, кто тебе позволил кидаться чужими портфелями? За что ты выкинул портфель своего товарища за дверь, чуть не покалечив при этом классную руководительницу?
Передает портфель Жмыху.
Коля: Ни за что.
Историчка: Жмыхарев, чего ты не поделил с Беляковым?
Жмых: Ну… это…
Гриб: Алла Борисовна, я вам сейчас все объясню. Жмыхарев сегодня дежурит и сделал Белякову замечание, что у него грязная обувь, а Беляков рассердился и выкинул портфель Жмыхарева за дверь.
Улыбается, довольный своей сообразительностью.
Историчка (Коле): Это правда?
Коля (повторяет, как заведенный): Ни за что.
Все смеются над Колей, который снова впал в ступор.
Историчка: Значит, правда. Как тебе не стыдно, Беляков, в ответ на справедливое замечание дежурного кидаться портфелями? Что молчишь, как чурбан, отвечай за свои поступки. Да ты, оказывается, не Александр Македонский, как я вначале подумала! Ты, оказывается… террорист какой-то…. Осама Бен Ладен.
Все снова смеются, потому что про Осаму Бен Ладена кое-что слышали. Да если бы и не слышали, все равно смешно. Ну какой из Белякова Осама Бен Ладен?
Коля (выходя из ступора): У меня ботинки чистые.
Историчка внимательно разглядывает Колины ботинки.
Историчка: Не грязные, так пыльные. Мог бы и протереть, если дежурный просит. Потом, когда сам будешь дежурным, будешь требовать от Жмыхарева, чтобы он свои ботинки чистил.
Коля (с тихим ожесточением): Ага, держи карман шире! У Жмыха потребуешь!
Историчка: Что??? Как ты со мной разговариваешь, Беляков? Хамить преподавателю? Хамить будешь, когда овладеешь искусством риторики. Ишь, Цицерон какой выискался! Немедленно выйди из класса, и не забудь оставить дневник на моем столе. Двойка тебе за поведение.
Коля достает из портфеля дневник, бросает его на учительский стол и выбегает из класса, бормоча себе под нос. Урок истории начинается.
Садитесь, дети. Сегодня у нас внеклассное занятие. Я расскажу вам о судьбе замечательного польского педагога и писателя Януша Корчака.