Позвольте представиться,



Приветствую Вас, Гость
Понедельник, 23.10.2017, 07:10


3. Встреча с Виракочей

Как и обещал дедушка, завтра они отправились в лес*.

Пицикотлю нравится бывать в лесу, хотя в нем много хищных животных. Хищники не пугают Пицикотля – у него папин лук со стрелами, стреляющий на много-много шагов**. Пицикотль стреляет из папиного лука лежа: вкладывает лук в задранные кверху ноги, а тетиву натягивает руками***. Но ничего, когда-нибудь Пицикотль обязательно научится стрелять и из положения стоя. Для того, чтобы что-то получилось, нужно долго и упорно тренироваться****.

Они с дедушкой шли по лесу целый день, но ни одного хищного животного не встретили, и к концу дня вышли к узенькой речке, берега которой заросли тростником.

– Здесь переходить опасно, – предупредил Пицикотля дедушка.

Они переночевали подальше от опасного тростника, в шалаше, сделанном из пальмовых листьев, и переправились через речку наутро, в безопасном месте.

Потом они снова шли и к середине дня вышли из леса к дальнему склону Октомнунанги, представлявшему собой отдельно взятый холм. Вершина холма казалась срезанной огромным ножом – такая была плоская.

– Это Виракоча срезал у холма вершину? – спросил Пицикотль у дедушки.

– Не знаю, – ответил дедушка. – Может быть, Виракоча.

– А откуда он прилетит? Оттуда?

Пицикотль показал на возвышающиеся вдалеке горы.

– Нет, – ответил дедушка. – Виракоча живет на Солнце, поэтому прилетит с Солнца, ты сам вскоре увидишь.

И Пицикотль с дедушкой потихоньку взобрались на холм, причем дедушка во время восхождения продолжал клевать носом.

На холме дедушка растер на древесной коре принесенные с собой семена уруку, добавил воды и получившейся краской разрисовал себе грудь и руки. Затем подозвал Пицикотля и нанес на его тело те же узоры, что на свое. Дедушка впервые раскрасил Пицикотля красной краской для общения с Виракочей. Пицикотлю понравилось: в результате раскрашивания он сделался очень красивым и похожим на настоящего колдуна – своего дедушку.

– Будем ждать, – сказал дедушка и всунул в ухо черный магический корень.

Пицикотль присел на землю рядом с дедушкой и принялся ждать. Пицикотль никогда не видел Виракочу, вообще никого из жителей Солнца, и очень хотел посмотреть.

Они сидели долго, и ничего не происходило.

Когда Пицикотль совсем устал ждать, дедушка вдруг перестал клевать носом и, заслоняясь ладонью от Солнца, вскричал:

– Да, Виракоча! Я тебя жду, Виракоча!

Пицикотль посмотрел и увидел: от Солнца отделился небольшой кусочек***** и, засверкав в лучах, стал приближаться к земле.

Тогда дедушка сказал Пицикотлю:

– Падай на землю и проси, чтобы Виракоча тебя пожалел. Отвернись от его огненной лодки, летающей по воздуху******.

Дедушка ткнулся головой в землю, то же сделал и Пицикотль. Однако Пицикотлю было любопытно посмотреть на огненную лодку Виракочи, поэтому одним глазом он смотрел в землю, а второй скосил в сторону.

Да, дедушка не видел прибытие Виракочи, а Пицикотль видел! Виракоча спустился на землю на большой, издающей сияние и рычание лодке*******.

– А это кто с тобой, старик? – вскричал Виракоча, высовывая верхнюю часть своего тела из сияющей и рычащей лодки и указывая на Пицикотля. – Разве я разрешил тебе приводить с собой ребенка? Почему ты нарушил мое приказание?

Несмотря на грозные слова, у Виракочу были добрые глаза и волосы из солнечного света.

– Внучок. Внучка привел с вами познакомить, – пробормотал дедушка, боясь взглянуть на божество, прилетевшее с самого Солнца. – Я привел внука без предупреждения, поскольку стар и моего единственного сына растерзал ягуар. Кто заменит меня в общении с тобой, Виракоча, чтобы племя познало радость твоих советов? Только мой внук Пицикотль.

– Хорошо, пусть будет так, – неожиданно легко согласился Виракоча.

Огненная лодка прекратила рычать, и Виракоча с трудом из нее выб­рался. Солнечное божество оказалось огромно ростом. Кожа его была белоснежно-розовой, наподобие слабого отвара из кореньев********, а легкая одежда колебалась по ветру паутиной.

– Смотри, что я привез тебе и твоему племени, старик.

В руках у Виракочу возник полукруглый предмет, напоминающий обточенную волнами гальку. Предмет сверху и снизу поблескивал, а по сторонам был разрисованным таинственными письменами. Посередине полукруглого предмета Пицикотль заметил кольцо. Просунув в кольцо палец, Виракоча сделал легкое движение – и предмет раскрылся навстречу скосившему глаз дедушке.

Виракоча протянул дедушке раскрывшийся предмет*********, со словами:

– Возьми, старик. Это вкусно.

Вместе с дедушкой Пицикотль заглянул внутрь предмета. Внутри, в мутной жидкости, плавали продолговатые солнечные зерна.

– Это пища, – пояснил Виракоча. – Положите в рот и проглотите.

Повинуясь воле солнечного божества, дедушка сунул в раскрывшийся предмет пальцы, вытянул несколько зерен и положил в рот. То же сделал Пицикотль. Ему даже не стало страшно, потому что Пицикотль видел: Виракоча добрый, он никому не желает зла. Так и случилось: солнечные зерна оказались вкусными и сладкими, Пицикотль никогда не пробовал ничего вкуснее.

– Божественная еда, Виракочу! Как она называется? – спросил у Виракочи дедушка.

– Вы, южноамериканские индейцы, будете называть ее маисом********! – захохотал Виракоча. – Высаживайте их в землю и дважды в год собирайте урожай. Вы меня поняли?

– Да, Виракоча, – ответил дедушка, запуская пальцы в раскрывшийся предмет и доставая оттуда желтую россыпь.

– Не эти, старик, – снова засмеялся Виракоча. – Эти зерна ты можешь съесть, они не прорастут. Высаживать нужно эти.

Виракоча вытащил из огненной повозки мешок и бросил к дедушкиным ногам.

Дедушка открыл мешок: внутри лежали продолговатые, обернутые в листья маисовые плоды*********, каждый плод размером в половину руки приблизительно. Желтые солнечные зерна плотно и со всех сторон облепляли их.

Потом Виракоча принялся о чем-то расспрашивать дедушку, а дедушка отвечать.

Пицикотль подошел к огненной лодке, на которой прилетел Виракоча, и стал ее рассматривать. Это была очень необычная лодка, совсем не такая, по которой плавают по воде: достаточно широкая, с закрытым верхом и какими-то обрезанными стволами деревьев снизу. То есть Пицикотль сначала подумал, что снизу под лодкой находятся два длинных обрезанных древесных ствола, но когда подошел поближе, сообразил, что стволов на самом деле четыре, и они не проходят под огненной лодкой Виракочи и вовсе не длинные, а короткие и как бы прилеплены по бокам к днищу. Пицикотль потрогал древесные стволы пальцем: у них была очень мягкая пружинистая кора – такая мягкая, какой нет ни у одного дерева.

– А ну, отойди подальше.

Услышав окрик Виракочи, Пицикотль отпрянул, но перед этим успел рассмотреть внутренность лодки. Там было несколько сиденьев.

«Значит, Виракоча летает на своей огненной лодке не один», – так подумал Пицикотль.

Еще внутри огненной лодки Пицикотль заметил какой-то изогнутый предмет, как будто обрубили кусок лианы, а концы совместили друг с другом, – возможно, это был лодочный руль, – и много-много непонятных рисунков по бокам от лодочного руля, с внутренней стороны огненной лодки.

– Что там внутри, Виракочу? – спросил Пицикотль у Виракочу.

– Не твое дело, мальчик.

Тогда Пицикотль сказал дедушке, показывая на древесные стволы по бокам лодки:

– Дедушка, посмотри, как интересно. Как будто ствол дерева обрезали ножом, словно лепешку.

Но Виракоча на дал рассмотреть дедушке огненную повозку.

– А это что такое? Указатель скорости или высоты полета? – спросил Пицикотль, указывая на рисунки внутри огненной лодки.

Рассерженный Виракоча не ответил и полез внутрь.

Глядя на Виракочу, скрючившегося на переднем сиденьи огненной лодки, Пицикотль подумал:

«Для такого великана, как солнечное божество, огненная лодка маловата размером».

Тут огненная лодка зарычала и устремилась вверх.

Пицикотль ожидал, что Виракоча направится к Солнцу, но огненная лодка направилась в сторону горной гряды.

Огненная лодка Виракочи подлетела к склону и начала снижение. Пицикотль заметил, в каком месте она опустилась на горный склон, а когда присмотрелся как следует, рассмотрел что-то, похожее на каменные хижины. Дедушка на таком далеком расстоянии ничего бы не разглядел, а Пицикотль разглядел и запомнил место, в которое опустился на своей огненной повозке Виракоча.

Пицикотлю пора домой. Инструменты тяжелые – он устал молотить по долотку************.

 

Комментарии:

как и обещал дедушка, завтра они отправились в лес* – Пицикотль ошибается: они с дедушкой отправились в лес не завтра, а сегодня. Пицикотль путает по той причине, что дедушка обещал ему отправиться в лес завтра, но когда это завтра наступило, оно превратилось в сегодня, поэтому Пицикотль должен был написать: они с дедушкой отправились в лес сегодня, которое вчера было завтра. Для Пицикотля с дедушкой было сегодня, а для нас с вами, уважаемые дети, это происходило в доисторические времена. Если вы никогда не наблюдали, как завтра превращается в сегодня, сегодня превращается во вчера, а вчера превращается в доисторические времена, обязательно понаблюдайте – не пожалеете.

много-много шагов** – древние южноамериканские индейцы не знали мер длины, поэтому говорили: много шагов, или мало шагов, или много-много шагов, или мало-мало шагов. Скажем, тридцать шагов – это много или мало? А пятьдесят – много-много? А сто тысяч? И самое главное, чьих шагов: одно дело шагов взрослого мужчины и совсем другое – маленького мальчика. А если бы шагал слон? Метров-то это сколько? Если бы Пицикотль учился в общеобразовательной школе и владел метрической системой, он бы записал в своем наскальном дневнике совершенно точно: лук стреляет отравленными стрелами на шестьдесят один метр сорок четыре сантиметра.

задрал кверху обе ноги и вложил в них лук, а тетиву натянул руками*** – способ стрельбы из лука, описанный Пицикотлем, индейцы используют для стрельбы вверх. Если удерживать лук ногами, а натягивать тетиву двумя руками, стрела летит намного выше, чем при обычной стрельбе. Натягивать тугую тетиву ногами легче, чем руками. Но стрелять из положения лежа удобно вверх, а не параллельно земле. Для стрельбы параллельно земле южноамериканские индейцы поступают следующим образом. Один индеец ложится на спину с луком, тогда как два других индейца, помускулистей, поднимают стрелка, сплетая руки у него под спиной. Теперь первый индеец, лежащий на руках двух других индейцев, может легко растянуть лук ногами-руками и пустить стрелу параллельно земле. Южноамериканские индейцы пользуются таким способом стрельбы во время войны с соседними племенами. Так и ходят по трое: один индеец с натянутым луком, готовый в любую минуту выпустить в противника стрелу, на руках у двух других индейцев, выступающих в качестве средства передвижения. Данный способ стрельбы приравнивается южноамериканскими индейцами к тяжелой артиллерии.

для того, чтобы что-то получилось, нужно долго и упорно тренироваться**** – Пицикотль прав: вам, уважаемые дети, следует прислушаться к его словам.

от солнца отделился небольшой кусочек***** – мы не можем в это поверить. Когда от Солнца отделяется кусочек, имеет место сильнейшая магнитная буря, о чем сообщается в прогнозе погоды. Поскольку прогнозов погоды у древних южноамериканских индейцев не было, никаких магнитных бурь тоже не было – индейцы о них просто не узнали бы, поэтому Пицикотль заблуждается. Однако, существует иное мнение. Знаменитый японский профессор Сикимицу утверждает, что Пицикотль описывал приближение огненной лодки со стороны Солнца, поэтому и принял огненную лодку Виракочи за оторвавшийся солнечный кусок. Если даже поверить в эту фантастическую гипотезу, откуда в древней Южной Америке огненные лодки, а, профессор Сикимицу? Нет, Пицикотль точно ошибается: подросток не врет, но, как говорится, у страха глаза велики. Пицикотль раньше никогда не видел Виракочу и сам признается в этом, поэтому дальнейшее описание солнечного божества и общение с ним – чистейшая выдумка. Не поверите же вы, уважаемые дети, в то, что от Солнца может отделиться небольшой кусочек и что в древней Южной Америке проживало солнечное божество Виракочу, которое передвигалось по воздуху?! Выдумки, выдумки все это.

отвернись от его огненной лодки, летающей по воздуху****** – тоже выдумки: огненные лодки не летают по воздуху.

Виракоча спустился на землю на большой, издающей сияние и рычание лодке******* – еще одна выдумка: огненные лодки не издают ни сияния, ни рычания.

наподобие слабого отвара из кореньев******** – из каких кореньев, непонятно. В тексте об этом не говорится.

раскрывшийся предмет********* – что это за блестящий полукруглый предмет, напоминающий обточенную волнами гальку, разрисованный таинственными письменами и с кольцом посередине, совершенно непонятно. Знаменитому японскому профессору Сикимицу он напомнил консервную банку, но у меня не хватает возмущения, чтобы опровергнуть это фантастическое, ни на чем не основанное предположение. Профессор Сикимицу, в древней Южной Америке не было консервных банок, разве не ясно?!

будете называть ее маисом********** – маисом в Южной Америке называют кукурузу. Известно ли вам, уважаемые дети, что кукуруза очень странное растение? У всех окультуренных – рас­тущих в садах и на огородах – растений имеются дикие предки, а у кукурузы диких предков нет. Ну то есть совершенно нет. Это заставляет многих исследователей, в том числе знаменитого японского профессора Сикимицу, предположить, что кукуруза доставлена на Землю космическими пришельцами. Вот что пишет профессор Сикимицу в статье, опубликованной в японском научном журнале «Пусюви васяби хоэмуцу сигутони вайдэй» за прошлый год. Профессор Сикимицу пишет: «Что может быть совершенней кукурузного початка? Нет никаких сомнений, что это растение является результатом генного инжиниринга. Сравните кукурузный початок с мороженым на палочке. У того и другого имеется обертка, предохраняющая от внешнего воздействия: у кукурузы это листья, плотно охватывающие початок, у мороженого – бумажная обертка. Продолжим сравнение дальше, после того, как предохраняющая обертка удалена. И у кукурузного початка, и у мороженого на палочке съедобный слой располагается вокруг несъедобного стержня. Это удобно, так как позволяет держать кукурузный початок или мороженое на палочке одной рукой. Когда початок или мороженое объедены с одной стороны, простой поворот несъедобного стержня вокруг оси позволяет легко достигнуть стороны необъеденной. Ни у одного естественного предмета нет такой удобной конструкции, дос­таточно вспомнить апельсины, с которых, чертыхаясь, приходится две минуты сдирать кожуру, или арбузы, в съедобной мякоти которых располагаются никому не нужные косточки. Нам очевидно, что и кукурузный початок, и мороженое на палочке сконструированы не слепой природой, а разумными существами. Конструктор мороженого на палочке известен – это люди, – но какое разумное существо сконструировало кукурузный початок?» Так пишет японский профессор Сикимицу и опять ошибается, потому что кукурузу на землю доставили не инопланетяне – она самостоятельно выросла на плодородной южноамериканской почве. Диким предком культурной кукурузы была обыкновенная дикая кукуруза. Дикая кукуруза так понравилась южноамериканским индейцам, что ее всю выкопали и пересадили в огороды, в результате чего дикой кукурузы в природе не осталось. Очень даже просто. С развитием древнего предрассудка, выраженного в статье японского профессора Сикимицу, мы сталкиваемся в наскальном дневнике Пицикотля. Повествуя, как солнечное божество Виракочу передает семена маиса представителям индейского племени, мальчик рассказывает о верованиях своего индейского народа, а не о том, что наблюдал лично.

маисовые плоды*********** – маисовыми плодами Пицикотль называет кукурузные початки.

молотить по долотку************ – становится ясным, как древние южноамериканские индейцы использовали молото и долоток: они брали в левую руку долоток и начинали по нему молотить. Если индеец был левшой, ему приходилось действовать обратным образом: брать в левую руку молото, а в правую долоток, – после чего индеец принимался молотить по долотку, как в предыдущем случае. Таким образом, долоток использовался для выбивания скальной породы, а молото – для нанесения ударов по долотку, чтобы придать движениям долотка силу. Если бы было наоборот, Пицикотль написал бы, что устал долотить по молоту (с ударением на последнем слоге), а не как написано у него – устал молотить по долотку.


Михаил Эм © 2014 | Бесплатный хостинг uCoz

Рейтинг@Mail.ru