Сцена 3 Квартира Зыкова. Если быть точным, это не квартира, а крохотная комнатка в коммуналке. Шкаф, диван, стол и два стула, а больше ничего и нет. Ободранные обои и антисанитария — сразу видно, что хозяин живет интеллектуальной жизнью. В комнату из узкого коридора просачивается поэтическая кампания: первым, с ключом и авоськой, втискивается Зыков, за ним Маша с Сашей, затем Позднышев с еще одной авоськой, затем Петя со своим дипломатом, а замыкает шествие Ляля-паровоз. Где-то вдали по коридору мелькает обреченное лицо одной из коммунальных соседок. Зыков (продолжая начатый ранее разговор, Пете): Ты на Андрюшу не обижайся, он молодых поэтов вообще-то привечает. Позднышев: Иногда больше, чем нужно. Зыков: У Андрюши единственный крупный недостаток — о себе поговорить любит. Саша: Сигизмундыч, одно слово… Петя: А мои стихотворения в печать протолкнуть может? Зыков: А вот это вряд ли. Он себя-то протолкнуть не может, не то что других… (Ко всем вошедшим). Устраивайтесь, гости дорогие, куда придется. Все устраиваются, куда придется: Зыков, на правах хозяина, и Маша, на правах очаровательной женщины, на стульях, остальные на диване, причем Саша ухитряется обниматься с Машей даже с дивана. Достаем боезапасы… Вместе с Позднышевым выкладывает содержимое авосек. На столе образуется три бутылки водки, докторская колбаса, батон хлеба, кулек конфет и две банки шпрот. Маша: Заставите женщин пить из горла, кавалеры? Зыков: Ни в коем случае. Достает из-под стола две рюмки, два стакана, одну чашку и одну металлическую кружку. Маша: Колбасу-то нарезать надо. Зыков шарит под столом в поисках ножа. Петя: У меня есть… Действуя забинтованной рукой, пытается раскрыть дипломат, но дружный вопль протеста его останавливает. Позднышев: Давно, парень, ты в портфеле тесак носишь? Петя: Две недели. Приятель из армии вернулся, подарил. Шикарная вещь, да? Позднышев: А тебе известно, что такая шикарная вещь приравнивается к трем годам? Петя: Каким трем годам? Позднышев: В тюряге. Петя: Да ладно. Маша: Не пугайте Петю, он за свою выкидуху уже пострадал. Позднышев: Чтобы еще больше не пострадал… Ляля-паровоз (до этого не проронившая ни звука): По-моему, это строительный ножик. Он еще правильно называется «маваха». Как-то некстати. Все, что произносит Ляля, приходится как-то некстати, поэтому при каждом Лялином слове все смотрят на нее с удивлением. Зыков (вежливо): Не маваха, Ляля, а наваха. Извлекает из-под стола перочинный ножик, режет колбасу и хлеб, вскрывает банки со шпротами. Саша (про Лялю, посмеиваясь): Это она из мачете и навахи сконструировала. Зыков разливает водку по емкостям. Маша: За что пить-то будем? Зыков: Машка напрашивается на тост за прекрасных дам, но я предпочел бы выпить за поэзию. Позднышев: Насколько каждый из присутствующих имеет к ней отношение… Все чокаются и пьют. Петя (которому не терпится прояснить некоторые подробности, Зыкову): И давно ваша поэтическая студия существует? Зыков: Года два… Андрюша по знакомству в клубе работников текстильной промышленности пробил. С самого начала только я с Машкой тусуемся, остальные позже приблудились. Петя: И что, так вот каждый раз собираетесь? Саша: По вторникам. Обнимается с Машей. Та ерошит ему волосы. Ляля-паровоз: У нас прекрасная студия, и участники в ней такие талантливые. Все смотрят на нее с удивлением. Маша: А ты, Петя, давно стихи пишешь? Саша: Он же говорил: с детства. Маша: А про любовь у тебя стихи есть? Саша: Он же говорил: есть. Позднышев (мрачно): А может, не надо Петиных стихов про любовь? Ляля-паровоз: А может, выпьем еще, товарищи? В рюмках уже ничего не налито. Все смотрят на Лялю с удивлением, что на этот раз она все правильно сказала. Зыков: На этот раз за прекрасных дам. Все чокаются и пьют. Стены комнаты незаметно раздвигаются, и в ней становится намного шире, чем было до этого. Воздуха, что ли, намного больше. Маша: Но какой сегодня Петя произвел фурор! Саша: Подайте мне кто-нибудь вот ту шпротину! Зыков: Ничего не скажешь, фурор. Потоки крови в сочетании с белоснежными листами смотрелись… кгм… эффектно. Ляля-паровоз: Никто не против, если я возьму вот эту конфетку, товарищи? Зыков: Берите две, Ляля. Позднышев: Чересчур эффектно смотрелись. Маша: На колбасу почему никто не налегает? Петя: Да нет, я все понимаю. Понимаю, что мои стихи плохие, но ведь у меня период обучения. Я пытаюсь писать хорошие стихи, только ничего не получается. Зыков: Да успокойся ты, Петя, ни у кого не получается… Петя: У кого-то же получается… Позднышев: У Пушкина, например. Саша: Как там Петя про Пушкина забабацал? Принес ямщик телеграмму, именье хотят отобрать. Все хихикают, в том числе сам Петя. Петя: Да, я хочу писать так же гениально, как Пушкин, и что в этом плохого? «В пустыне чахлой и скупой, на почве, зноем раска…» Только не знаю, как правильно читать: то ли «раскалённой - вселённой», то ли «раскаленной - вселенной». Зыков: Раскаленной — вселенной. Ну это-то, положим, не гениальные стихи, как ударения ни расставляй. Петя: У Пушкина не гениальные стихи? Зыков: Представь себе. Петя: А Пушкин — гениальный поэт? Зыков: Гениальный. Петя: Тогда мне нужно выпить. Разливает водку, стукая горлышком бутылки о края посуды. Саша: Сейчас Зыков прочтет ему ликбез. Позднышев: Стоило бы трудов… Маша: Петя, ты не слушай его. Я, например, с его теорией не согласная. Саша: И я тоже. Зыков: Теории не нужны идолопоклонники, теории нужны адепты. Маша: А Позднышев адепт? Позднышев демонстративно отвернулся и смотрит в стену. Зыков: А это каждый сам за себя решает. Петя (заканчивая разливать водку): За Александра Сергеевича Пушкина! Ляля-паровоз: И Михаила Васильевича Ломоносова! Все с удивлением смотрят на Лялю, чокаются и пьют. Петя (не унимаясь): А «Пророк» — хорошее стихотворение? Зыков: Посредственное. Петя: А «Во глубине сибирских руд…»? Зыков: Так себе. Петя: А «Поэт»? Зыков: Еще хуже. Петя: А «Не пой, красавица, при мне…»? Зыков: Чуть получше. Саша с Машей переглядываются. Петя: «Цветок засохший, безуханный…»? Зыков: О, это безусловный шедевр! Петя: «На холмах Грузии…»? Зыков: Тоже! Петя: «Пылай, камин, в моей пустынной келье…»? Зыков: Начало гениальное. Петя: «Я помню чудное мгновенье…»? Зыков: Гадость! Ляля-паровоз: А скажите, Зыков, «Погиб поэт, невольник чести…» — хорошее стихотворение? Я, товарищи, так люблю его декламировать. Саша: А это уже из другой оперы. Зыков: Это стихотворение Лермонтова, Ляля. Отвратительное, хотя Лермонтов тоже был гениальным русским поэтом. Петя (честно): Ничего не понимаю. А в чем разница? Позднышев: В том и разница, что одни понимают, а другие не понимают. Зыков: Слух развивать надо. Ты, Петя, повторяй про себя «На холмах Грузии» и «Я помню чудное мгновенье». Как поймешь, считай, понял поэзию. Петя: И тогда я смогу писать такие же хорошие стихи, как Пушкин? Зыков: Кгм… Ну как тебе поточнее сказать, чтоб не соврать… Кто ж его знает? Позднышев: Ага, Петя, именно как Пушкин. Вот именно, как Пушкин. Не хуже, чем Александр Сергеевич, а может, даже и лучше. Зыков разливает остатки водки. Все выпивают, забывая чокнуться. Петя (его совсем развезло): Но единственное, чего не понимаю, почему за Пушкина никто не отомстил. Саша: Месть равносильна поэтическому вдохновению. Маша: А ты бы, Петя, отомстил за Пушкина? Петя (вскакивая с дивана): Я — да! Непременно бы отомстил! Он же, Пушкин, был гениальным поэтом, такие стихи писал! А его на дуэли прикончили! Вся Россия в трауре, надо же было и отомстить. Неужели не нашлось смелого человека, чтобы этого Дантеса пырнуть ножом в бок? Кишки ему вспороть и сердце вынуть. Это нормальному человеку раз плюнуть… Одним движением распахивает дипломат и выхватывает оттуда выкидуху, еще окровавленную. Щелкает механизм, и наружу вылетает лезвие. Позднышев: Убери нож, придурок. Раздается стук. В дверной проем просовывается голова коммунальной соседки. Соседка: Виктор, хочу предупредить вас и ваших гостей, что я иду мыться. Поэтому блевать ходите не в ванную, а в туалет. Замечает Петю с выкидухой в забинтованной руке и мгновенно скрывается. Петя, незряче посмотрев на выкидуху в своих руках и даже что-то увидев, прячет ее в дипломат. Позднышев: По-моему, нам пора. Петя: А ты, Зыков, гениальный поэт? Зыков: Вопрос не по адресу. Маша: Гениальный, гениальный, пусть не притворяется… Саша: Он не притворяется, он скромничает. Петя (Зыкову): Из стихов своих дашь чего-нибудь почитать? Позднышев: Иди домой, парень. Зыков: Да бери, сколько хочешь. Достает из-под кровати пачку помятых листов, почти таких же, как у Пети в дипломате, только не окровавленных. Петя принимает листы и засовывает их в дипломат, вперемежку со своими окровавленными. Позднышев: Знаешь, Зыков, на твоем бы месте я поостерегся… Зыков: Пусть читает, все под богом ходим. (Пете). Ты только не показывай, кому не надо. Петя (Зыкову): Без проблем. Иес! (Позднышеву). Тебе, значит, можно зыковские стихи читать, а мне хрен собачий? Позднышев: Все, я ушел. Встает и уходит. За ним поднимается Маша с неразлучным Сашей. Парочку тоже пошатывает, но им легче — можно, по крайней мере, опираться друг о друга. Последней диван покидает раскрасневшаяся Ляля-паровоз. Ляля-паровоз: До свидания, товарищи. Зыков: Счастливого пути, Ляля. Петя (Зыкову): Очень был рад познакомиться. А стихи отдам, прочитаю и в следующий вторник отдам… Так ты говоришь, повторять «На холмах Грузии» и «Я помню чудное мгновенье»? Тест на поэзию просто обалдеть. Направляется к выходу, но его неожиданно ударяет порезанной рукой о стену. Зыков: Ты до дома-то доедешь? Петя: Это я еще трезвый. Зыков: Тогда пойдем, провожу до выходной двери. Выходят. На столе остается посуда, кожура от докторской колбасы и одинокая шпротина в опустевшей банке. Ее постеснялись съесть, потому что она последняя. Из коридора слышатся неравномерные шаги, затем характерные звуки блевания. Еще через пару минут, к непередаваемому счастью соседей, хлопает выходная дверь. Слышны одиночные шаги возвращающегося Зыкова. |
|
Приветствую Вас, Гость
Суббота, 20.04.2024, 15:02
Михаил Эм © 2014 | Бесплатный хостинг uCoz