Сцена 5 Четверг. Аудитория Петиного института. Сейчас начнется лекция. Студенты коротают время, разбившись на живописные, оживленно беседующие группки. Одну из таких группок составляют Петя и Вася. Вася: Чего институт вчера прогулял? Петя: Голова болела. Вася: Нажрался? Петя: Ну. Вася: Водку жрали? Петя: Водку. Вася: В такую погоду водку жрать жарковато. Водку хорошо по морозу жрать. А рука чего забинтована? Петя: Порезался. Вася: А закуска какая была? Петя: Шпроты, колбаса… Ничего выдающегося. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» Вася: Чего? Петя: Ничего, это я про себя. Вася: А, понял… Я думал, ты про закуску. Колбаса, вообще-то, под водку плохо ложится, а шпроты ничего. Мы в армии однажды с ребятами пять бутылок на четверых выжрали, а закусывали только шпротами. Целый ящик шпрот был, одному парню родичи с посылкой передали. Шпроты, они же масляные, ими закусывать хорошо. Петя: «Я помню чудное мгновенье…» Вася: Ты мне песни-то не пой, шпроты все любят. Вон, гляди, Мирон идет. Подходит Мирон. Слышь, Мирон, а Петька вчера нажрался! Петя: Не вчера, а позавчера. Вчера у меня голова болела. Мирон: Вот еще великое событие — Петька нажрался. Да он с каждой стипендии нажирается. (Пете). Постой, ты когда, говоришь, нажрался-то? Петя: Позавчера. Мирон: Тогда все ясно. Пошел на свою долбаную поэтическую студию «Горизонт», там и нажрался. Петя (покорно кивает головой): Там, точно. Мирон: Ну и как тебя в студии «Горизонт», просветили? Петя: Ну, в общих чертах. Ребята интересные есть. Вася: А пить умеют? Петя: Пить умеют… «На холмах Грузии…». А, что с вами толку говорить, вы же в поэзии ни капельки не понимаете. Мирон: Лично я в поэзии-то не понимаю, зато в людях понимаю. Поэзия в конечном счете для людей предназначена? Если для людей, тогда я специалист не только по людям, но и по поэзии тоже. Петя: Ну скажи, какое стихотворение лучше: «На холмах Грузии…» или «Я помню чудное мгновенье…»? Мирон: Одна хрень. Ты мне ответь, с какой целью это было написано, что конкретно Пушкин в этот момент хотел: Анну Петровну Керн трахнуть, или следующий чин у начальства выклянчить, или чтобы ему Дельвиг бутылку шнапса на халяву выставил. Вот когда мне ответишь, что именно, я тебе точно скажу, получилось у Пушкина стихотворение или не получилось. Вася (ударяя себя по бокам, настолько ему понравилась речь Мирона): Во, и я ему (то есть Пете) то же самое сейчас говорил! Звонок на лекцию. Приятели усаживаются вместе и раскрывают дипломаты. На трибуне появляется лектор. Лектор: Здравствуйте. Старостам групп просьба отметить отсутствующих и подать мне списки. Продолжим тему предыдущей лекции. Несет какую-то чушь про диалектический материализм. Его голос то прорывается сквозь гул перешептываний, то снова безнадежно в нем тонет. Вася (развивает мысль): И что, обратно со студии на автопилоте шел? Петя: На автопилоте. Вася (мечтательно): Клево. Петя достает из дипломата рукописные листы — оттертые, но с заметными еще пятнами красного цвета, — и углубляется в чтение. Мирон: Домашнее задание для подготовки поэтических кадров, насколько я понимаю? Петя: Угу. Вася: А в чем это они запачканные? Лектор: В философии марксизма-ленинизма человеческое мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, поэтому не могут противоречить друг другу в своих результатах. Эту мысль необходимо записать. Петя: В крови. Вася: Дай поглядеть. Берет несколько листов и внимательно рассматривает. По-моему, томатный соус. Мирон: Вась, а ты о дедукции что-нибудь слышал? С верхнего ряда свешивается голова Перепелкина. Перепелкин: О чем? …Но голову игнорируют. Вася (тоже переспрашивает): О чем? Мирон: Понятно. Короче, сопоставь забинтованную руку своего товарища и красные пятна на бумаге. Сопоставил? Вася: Ну. Мирон: Вывод? Вася: А? Мирон: Петя порезался и заляпал кровью свои стишки. Петя: Это не мои стишки, они потом запачкались. Вася (беззвучно — лекция все-таки! — хохочет): А мой вывод: пить надо меньше. Лектор: Однако единство бытия и мышления не означает, что это единство есть тождество. Если всеобщие связи и развитие объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека, то связи и развитие познающего мышления, отражая объективные связи и развитие, подчиняются своим специфическим гносеологическим и логическим принципам. Записывайте без ошибок: гно-се-о-ло-гическим. Петя (углубленно): «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» Мирон: Если стихи не твои, тогда чьи? Почерк-то в самом деле не твой… Петя: В студии один мужик дал почитать. Мирон (пристально вглядываясь в Петю): Что, умный мужик? Петя: Умный. Мирон: А фамилия у него какая? Петя: Зыков. Мирон: Фамилия не еврейская. Дай-ка полюбопытствовать, о чем твой умный не-еврей пишет. Забирает у Пети часть листов. Петя: «В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои…». Вася: И я тоже хочу почитать. Петя: Тебе-то зачем, Вась? Вася: Хочу. Петя не глядя протягивает Васе листы, но их с верхнего ряда перехватывает Перепелкин. Перепелкин: Меня поэзия с детского сада интересовала. Мирон: С горшка, что ль, Перепелкин? Перепелкин: Да, представь себе, с горшка. А ты на горшке никогда не сидел, скажешь? Ты, Мирон, какой-то циник, как я погляжу. А ведь поэзия, это высочайшее из искусств, такое же высочайшее, как танцы народов Севера. Вася: Еще раз чужое возьмешь, Перепелкин, в морду получишь. Голова Перепелкина исчезает на верхнем ряду. Петя (Перепелкину): Вернуть не забудь, юродивый. (Васе). Возьми другие, у меня целая пачка. Протягивает Васе новые листы. Вася секунд двадцать читает, но потом останавливается и морщится. Вася: Без ста грамм не понять. Петя: «Душе настало пробужденье. И вот опять явилась ты…». Мирон: Слушай, Петь, ты сам-то эти стихи читал? Петя: Так, просмотрел кое-какие. Сначала хочу понять, чем стихотворение «На холмах Грузии…» лучше, чем «Я помню чудное мгновенье…». Лектор: Предмет исследования диалектики как логики — творчески познающее мышление, в его поисковой деятельности и развитии через преодоление постоянно возникающих противоречий, его логические структуры и соотношения их элементов… Мирон (возвращая листки Пете): На, возьми, не буду я их читать. Петя: Чего так? Мирон: Не понравились. Петя: Ты же в людях разбираешься, Мирон, а не в поэзии. Мирон: В чем надо, в том и разбираюсь. Твой Зыков — дурак, нарывается на неприятности. Петя: На какие еще неприятности? Мирон: По партийно-профсоюзной линии… Сверху мигом свешивается голова Перепелкина. Перепелкин: Кто упомянул профсоюзную линию? Профсоюзами я тоже с горшка интересуюсь. Мирон (Перепелкину): Скройся, клоун. (Пете). Всегда нужно помнить: когда ты кого-нибудь обгадишь, то и тебя в ответ обгадить могут. Петя: При чем здесь обгадить? Просто некоторые стихи сатирические. Понимаешь, в поэзии нужно ловить артикуляцию, неуловимые движения воздуха и душевных состояний, а не семантику. Мирон: Вот про семантику не нужно. Про семантику я очень хорошо понимаю. Вася: Вы об чем, не пойму? Петя (Мирону). Как знаешь… «Я помню чудное мгновенье. Передо мной явилась ты…» Лектор (никак не уймется): Одной из характерных особенностей диалектики как логики является то, что она исследует переходы от одной системы знаний к другой, более высокой. При этом неизбежно выявляются диалектические противоречия как в самом объекте познаний, так и противоречия взаимодействия… Петя (углубленно): «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Лектор: …субъекта и объекта познания, а также противоречия в самом объекте познаний. Петя: «Шумит Арагва предо мною». Почему не Арагви? Вася: Точно Арагви. Ресторан такой есть. Лектор: Допуская определенную типологию разрешения противоречий, диалектика как логика не определяет однозначно результат разрешения… Петя: «Я помню чудное мгновенье. Передо мной явилась ты…». «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Хоть убей, не понимаю, чем одно лучше другого. А ведь Зыков говорил: первое — дерьмо, второе — шедевр. Лектор: Обладая принципиально иной мерой формализации… (Наконец-то обращает внимание на Петю). Эй, студент на третьем сверху ряду… Петя, не слыша, продолжает декламировать все громче и громче. Студент на третьем сверху ряду… Вы, вы, с забинтованной рукой… Петя не слышит. Вася толкает его в живот локтем, после чего Петя вскакивает и незряче озирается вокруг. Петя: А… Что случилось? Лектор: Ничего не случилось. Если вам, студент, не интересна проблематика диалектического материализма… Петя (как можно убедительней): Что вы, очень! Аудитория прыскает в кулачок. Лектор (заканчивает): …тогда, пожалуйста, выйдите вон. Петя берет дипломат и без лишних пререканий покидает аудиторию. При этом его губы продолжают беззвучно шевелиться. |
|
Приветствую Вас, Гость
Пятница, 19.04.2024, 15:58
Михаил Эм © 2014 | Бесплатный хостинг uCoz