Сцена 8 Следующее утро. Институтская аудитория. Студенты привычно кучкуются и рассаживаются по местам. Между Петей и Васей происходит разговор такого содержания. Вася: Чего такой мрачный, Петь? Нажрался, что ль? Петя: Да нет, неприятности у меня. В поэтической студии. Представляешь, одного знакомого — того самого, который стихи давал почитать, Зыкова, — два дня назад убили. Вася: Ух ты! По пьяни? Петя: Нет вроде бы. Вася: А за что тогда? Петя: Кто знает. Вася: А как убили? Петя: Ножом пырнули. Вася: А убийцу не поймали? Петя: Нет пока. Вася: Ну и ну! У меня одного знакомого тоже убили. Только не просто так, а из-за принципа. Чекушку с приятелем не поделил, тот его арматуриной по голове и ударил… А что, покойник хороший человек был? Петя: Хороший. Вася (грустит): Если хороший, тогда жалко. Петя: Ты из его стихов что-нибудь запомнил? Вася: Не-а. Петя: Точно не запомнил? Вася: Откуда, Петь? Я ж в стихах, ты знаешь, не силен. Из любопытства взял почитать. Петя: Неужели не показал никому, чтобы объяснили? Вася: Не-а. Петя: А ты мне все стихотворения отдал? А то одного найти не могу. Вася: Все вроде. Петя: А помнишь, у Зыкова такое стихотворение было, про СССР? Гражданин СССР на веревочке висел. По-моему, смешно. Вася: Не помню. Чего он висел-то? Не понимаю. Петя: Повесили на березе. Вася: А… Фашисты, наверное. Стихотворение про войну, значит. Петя: Слушай, Вась, я тебя все спросить хочу. Вас в армии стучать друг на друга заставляли? Вася: Кто стучал, того били. У нас, помню, один парень на товарища стуканул, так его потом ночью табуреткой по голове так стуканули, не обрадовался. Когда через неделю очухался, сразу стучать перестал. Петя: То есть не одобряешь? Вася: Ну. Петя: А как ты думаешь, у нас в институте друг на друга стучат? Вася: Куда? В деканат? Петя: Может, в деканат, а может, в какое другое место. Вася (гогочет и тыкает Петю в грудь): А чего на тебя в другое место стучать-то? Что квасишь, пока стипендия не кончится? Что лекции прогуливаешь? Петя: Да мало ли… Вася (честно задумывается): Ну не знаю. Петя: Наверное, для добровольцев, стучат которые, и специальное помещение имеется. Чтобы стучать удобней было. Какая-нибудь комнатка особая. Вася: Не знаю. Может, какая сволочь в партком или в комитет ВЛКСМ наушничает. Петя: А особой комнатки для этих стуканутых дел нет, как ты считаешь? Ты ведь меня на два года старше, знать должен. Вася (с удивлением смотрит на Петю): Тебе-то зачем? Стукануть на кого-нибудь надумал? Петя: Ага, Вась. На тебя, что пиво водкой разбавляешь. У нас в стране ершить категорически запрещено. Вася гогочет. Так, значит, про особую комнатку ничего не знаешь? Вася: Не знаю… Какой-то ты, Петь, сегодня странный. Ты всю последнюю неделю странный. Петя: Я не странный, я сосредоточенный на почве поэзии. Ты, Вася, даже не представляешь, какой это экстаз — поэзия. Я ведь раньше ничего не слышал, хотя и считал, что слышу, и вдруг неожиданно по-настоящему услышал. По-настоящему, понимаешь? Кайф. Всего с головы до ног переворачивает. Как бы тебе попроще объяснить? Все равно что принять первый стопарь в хорошей кампании. Вася: Под закусь хорошую? Петя: Да уж не под плавленый сырок… «Роняет лес багряный свой убор. Сребрит мороз увянувшее поле…» Вася (разомлев, мечтательно): Зачем тогда стихи нужны? Сходил в винно-водочный и переворачивайся с ног на голову. Хотя поэзия подешевле получается… Со звонком подходит Мирон. Мирон: Привет честнóй кампании. Студенты рассаживаются и делают вид, что внимательно слушают лектора, который делает вид, что с увлечением читает лекцию. Вася (ему не терпится поделиться горячей новостью): Слышь, Мирон, а у Петьки в поэтической студии мужика убили. Мирон: Ну да? Петя (кивает): Убили. У Мирона вытягивается лицо. Он быстро и заинтересованно соображает. Мирон: Уж не того ли Зыкова, который тебе стихи давал? Вася (радостно подтверждает): Его, его. Петя: Зыкова. По лицу Мирона видно, как лихорадочно крутятся шарики в его мозгу. Наконец, шарики приводят Мирона к логическому результату, и процесс останавливается. Мирон: Все-таки убили. Настает черед Пети лихорадочно соображать. У него мыслительный процесс происходит иначе: Петя смотрит в одну точку, до полного мозгового прояснения или отупения. Петя: Почему «все-таки»? Мирон: Сам напрашивался. Петя: В смысле? Мирон: Железный принцип: если ты кого-нибудь обгадил, то и тебя в ответ обгадят. Не надо напрашиваться на неприятности. Петя: Перед кем же Зыков напрашивался? Мирон: Мне-то откуда знать? Перед кем-нибудь да напрашивался, по стихам видно. Вот и напросился. Я тебя предупреждал. Петя напряженно смотрит в одну точку. Вздрагивает. Петя: А ты откуда знаешь, что напросился? Может, его по пьяни пристукнули? Я же тебе не говорил, при каких обстоятельствах его убили. Мирон (логично): Значит, по пьяни напросился. Я прав? Петя: Точно неизвестно. Гулял по улице, подошли и ножом в сердце… Вася (вставляет реплику): Ни с того ни с сего. Мирон: Вот видишь. Разве к тому, кто сам не напрашивается, на улице подойдут, ножом без причины пырнут? Петя вздыхает. Петя: Слушай, мне его родственникам стихи вернуть надо. У тебя несколько листов осталось, я знаю. Мирон: Я тебе в тот же день все возвратил. Петя: Нескольких не хватает. Мирон: Нет у меня ничего. Петя: Послушай, Мирон, я в прошлую пятницу видел, как ты из парткома выходил. Что ты там делал? С кем разговаривал? Лицо у Мирона вытягивается. Мирон: Я? В партком? Петя: Ну да, в партком. А может, в комитет ВЛКСМ, не помню. Мирон: Ни в какой партком я не заходил… Шарики крутятся, крутятся… Лицо вытягивается, вытягивается… Слушай, Мегрэ, ты случаем меня на понт не берешь? Не подозреваешь? Петя: Я подозреваю? Тебя? Мирон: Меня. Петя: В чем? Мирон: Хотя бы в том, что настучал на твоего умного Зыкова за его антисоветчину. А кто-то потом твоего приятеля возьми да и шлепни. Петя: Что ты, Мирон? Как я могу? Мирон: Только я ведь тебя тоже в ответ подозревать могу. Говоришь, твоего знакомого зарезали? То есть, насколько я понимаю, ножом зарезали? Таким же, как твой ножичек? А ведь ты, Петя, на прошлой неделе в институт весь в крови заявился. В дипломате твоем листочки окровавленные были? Были. Причем листочки со стихами покойного. Да и ножичек твой, я обратил внимание, в крови испачкался. Как-то это подозрительно. Приходишь с дипломатом, набитым окровавленной литературой, с окровавленным ножичком. Ну рука забинтована, для отвода глаз, чтобы алиби обеспечить. Так вот, приходишь, даешь почитать стишки… А ведь всем известно, как неохотно авторы со своими стишками расстаются… Даешь на радостях почитать, а через несколько дней выясняется, что несчастного автора, стихи которого случайно оказались у тебя, на улице зарезали. Дедуктивное сопоставление фактов указывает на тебя как основного подозреваемого. Признайся, Петя, это ведь ты своего Зыкова на улице зарезал и стишки у него отобрал? А потом в институт принес и нам показывал. Думал, мы с Васей не догадаемся? Вася: Ха-ха-ха! Петька — убийца! Ловко ты, Мирон, его поддел. Петя: Очень смешно. Только Зыкова убили позавчера, а окровавленные бумаги я вам в прошлый четверг показывал. Мирон (чрезвычайно довольный своими дедуктивными способностями): Что, Петя, поверил? Всерьез воспринял? Да откуда мне знать-то, когда твоего Зыкова зарезали, в четверг или в понедельник? С твоих слов только. Петя: Пожалуй. Мирон: Вот что я тебе, Мегрэ, скажу. Напрасно суетишься. Ты сколько со своим Зыковым знаком? Петя: Неделю. Вася: А с нами уже два года! Мирон (продолжает): Видишь, неделю. Познакомился ты с Зыковым в прошлый вторник, в институт заявился в четверг. Неужели всерьез полагаешь, что кто-то настучал на Зыкова в четверг, а в понедельник его уже зарезали? Так не бывает. Ни одна организация с такой оперативностью не работает, не говоря уже о том, что у нас антисоветчиков не режут. За границу высылают — да, но не режут. Следовательно, во-первых, за твоим умным Зыковым наверняка и раньше грешки водились… Петя: Не знаю. Водились, кажется. Мирон: А во-вторых, напросился он не за антисоветчину, а просто напросился. Скорее всего, действительно по пьяни, без всяких подтекстов. В дальнейшем анализе событий дедукция бессильна. Петя: Логично мыслишь. Мирон: А основной дедуктивный вывод такой: ты здесь ни при чем. Не напрягайся и не переживай. Петя: Ты-то, гляжу, не сильно переживаешь. Мирон: Чего мне переживать? Знакомый-то твой. Я этого мужика не знал вовсе. Петя: В самом деле. Ты, небось, и за Пушкина не переживал бы… Мирон: И за Пушкина, и за Лермонтова, и за всех остальных, вместе взятых. Петя: «Пылай, камин, в моей пустынной келье…» Мирон: Херня какая-то… Петя: «Я вас любил. Любовь еще, быть может…» Мирон: Чушь собачья. Петя: «На холмах Грузии…» Мирон: Бред сивой кобылы. Разговор закончен. Петя смотрит в одну точку, думая о своем. Вырывает лист из тетради, что-то пишет на нем, сворачивает, надписывает сверху и передает на верхний ряд. Петя (шепчет): Перепелкину передайте. Вон он, с того края на предпоследнем ряду. |
|
Приветствую Вас, Гость
Пятница, 19.04.2024, 15:13
Михаил Эм © 2014 | Бесплатный хостинг uCoz